Завтра в Японии состоится церемония открытия XXXII Летних Олимпийских игр-2020, которые уже вошли в историю строгими мерами ограничения. Для гродненского спорта эта Олимпиада интересна тем, что 57 лет назад на гимнастических снарядах в Токио первое золото для Гродненской области завоевала 20-летняя Елена Волчецкая, воспитанница знаменитого в будущем тренера Ренальда Кныша. При прошествии времени оба понимали, что слава, доставшаяся другой его ученице Ольге Корбут, должна была принадлежать Елене Волчецкой. Хотя бы, потому что элементы, принесшие лавры Корбут, первой выполняла Елена.
Сегодня Елена Владимировна с горечью рассказывает, как десять раз выигрывала первенства и чемпионаты Советского Союза, но ни разу не выступала на чемпионатах Европы или мира. Причина банальна до неприличия – дикая боязнь конкуренции со стороны уже знаменитых спортсменок. Вдруг провинциальная талантливая девчонка подвинет их на пьедестале!
- Если честно сказать, меня не очень хотели приглашать, - делится воспоминаниями Елена Волчецкая. - Да, я согласна, я не против. Они были прославенными кумирами – Лариса Латынина, Тамара Манина, Софья Муратова, Полина Астахова, Тамара Люхина. Они надеялись, что еще все сделают сами. Да и руководство их поддерживало. А я выигрывала у них в Советском Союзе. Могла участвовать в чемпионате Европы в 1961 году. А меня в запас посадили. Когда Вера Чаславска в 1972 году встретила Ренальда Ивановича, сказала: «Советское государство допустило большую ошибку, потому что не поставили Волчецкую в команду».
Справка. Вера Чаславска., чехословацкая гимнастка, семикратная олимпийская чемпионка, четырехкратная чемпионка мира, десятикратная чемпионка Европы и Чехословакии. Обладательница наибольшего числа золотых олимпийских наград в истории Чехословакии и Чехии.
Елена Владимировна, уйдя из большого спорта, познала тернистость тренерского пути, и ни одно десятилетие занимается преподавательской деятельностью сначала в Гродненском техникуме физической культуры, затем Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. Ее, как Почетного гражданина г. Гродно, часто приглашают на радио и телевидение, на встречи с молодежью, общественно-значимые мероприятия. Речь, как правило, идет о золотой медали токийской Олимпиады 1964 года. Но никто не интересовался другими наградами из ее спортивной биографии.
- Хотя бы посмотрели, как выглядели медали прошлого столетия, - сетует Елена Владимировна. – У меня их десятки. Многие не сохранились. Главная медаль, олимпийская, находится в запаснике музея в Минске. А диплом в хранилище гродненского музея. Я пыталась его забрать. Зачем он там лежит в хра-ни-ли-ще! Значит, он им не нужен. Когда мне понадобился диплом, ведь удостоверения олимпийским чемпионам не дают, я ходила в музей. Говорила, если он у вас в запаснике, отдайте. Ответили: «Нет, мы не имеем права». Кстати, я же не одна олимпийская чемпионка на Гродненщине, а в музее нет даже экспозиции об олимпийских чемпионах.
На встречу в Управление спорта и туризма Гродненского облисполкома Елена Волчецкая пришла с полным «боевым» комплектом.
Елена Владимировна, год назад Вы говорили: «Я хочу, чтобы Олимпиада была, и она должна быть!». Ваша мечта осуществилась. Как вы относитесь к тому, что происходит в Токио?
- Мне приятно, что моя мечта исполнилась. Но эта Олимпиада совершено особенная и другая, чем все предыдущие. Потому что была отложена на год, а теперь столько всяких препятствий – контроль, проверки всяких допусков, какие-то политические препоны. Когда уже совсем вмешалась политика в спорт, то Олимпийские игры стали другими. Как спортсменам выступать, с каким моральным подъемом и желанием, когда нет зрителей. Тогда это получается просто тренировка, поэтому и результаты будут какими-то другими. С другой стороны, кто выдержит эти сложнейшие испытания, тот и будет победителем. Потому что это очень сложно.
Как Вы думаете, белорусов попытаются выбить из колеи?
- Будут искать всякие причины, какие-то другие моменты. Ведь идет охота на нас.
Ваша золотая медаль в Токио – первая олимпийская награда для Гродненщины. Каким вы помните Токио тех лет?
- Япония поражала нас с самого начала, с прилета в аэропорт. Вид города, расселение – это все новое было. Об отношениях к нам японцев сразу нельзя было ничего сказать. А к концу соревнований мы пошли гулять по Токио. Конечно, ходили с картами, блудили и поэтому спрашивали у японцев как могли на английском или показывали название улицы на карте. Так и продвигались.
И ни разу, чтобы японцы сделали какой- то недовольный вид. Они с большим удовольствием не только показывали, но и вели нас туда, куда надо. Не спрашивали, мы Советский Союз или какая-то другая страна. Мы - олимпийцы! Относились очень уважительно.
Церемонию открытия помните? - Конечно, помню. Огонь зажгли, клятву зачитали, был парад участников.
Какая у Вас была олимпийская форма?
- Хорошая она была. У меня платье сохранилось до сих пор. Нам выдали платье не белое, такого молочного цвета и внизу широкие вологодские кружева. Красные, красивые. Был костюм – юбочка шестиклиночка и пиджачок. Что было новое и очень модное – плащ болоневый и шапочка типа шляпки. Это было новшество. Некоторые люди того времени такие плащи еще застали. Он мало места занимал, сворачивался в любую сумочку. Но он нам не пригодился.
Олимпиада тоже летом проходила? - Нет. Она началась 10 октября. Я на нее «вышла» без тренера с июля по октябрь.
Когда вы закончили выступление на Олимпиаде, вы почувствовали, что хорошо отработали программу, не думали, что вдруг медаль получите?
- Я ничего не чувствовала, я знала прекрасно, что это то, что должно было быть. Не зря Ренальд Иванович говорил, то, что случилось с Ольгой Корбут, должно было случиться со мной, с Волчецкой. Потому что я уже тогда все новшества, все трудные элементы показывала.
Тогда в Токио Кныш был рядом с вами? - Нет, он туристом сидел на трибуне.
Как он вас поздравил с победой?
- Никак. Он посмотрел, в каком я состоянии и ужаснулся. Потому что я вышла из формы за три месяца. Его же на сборы не брали. У него был другой стиль работы, у него новые элементы были, и я их выполняла. Все знают Ренальда Ивановича. Он был необыкновенным, особенным человеком. И вел он себя и везде такой, какой он есть. Это как бы против всех остальных. Это было как-то иначе, по другому. Все хотели делать так, как все делают. А он жил и поступал по своим правилам. Да еще мы жили в Гродно. Надо было доехать до Москвы с пересадкой в Минске. Поезда ночью ходили.
На Олимпиаде Вы выполняли элементы, которым научил Кныш или Вас «переделали»?
- Это не так надо понимать. Да, все элементы я делала, которые мы с ним разучили. Но качество выполнения этих элементов было другое. Потому на сборе с меня требовали, как можно больше комбинаций сделать. Чем больше делаешь, мастерство меняется. Это я сейчас понимаю. Но тогда не понимала. Во-первых, ты должен слушать тренеров, которые с тобой работают. С Ренальдом Ивановичем мы никогда не делали комбинацию в целом вплоть до самых соревнований. Точили, учили, шлифовали, чтобы все элементы упражнения были сделаны на отлично. А когда начинаешь всю комбинацию тянуть, с начала до конца, да еще и три месяца… Тоже самое, что проучиться пять лет у одного учителя, а потом придет новый. Пусть самый лучший, самый хороший, но того результата уже не будет.
Вы остаетесь легендой белорусского, а тем более, гродненского спорта. За Ольгой Корбут и Ренальдом Кнышом их конфликт, принизывающий годы.
- Я ее всегда защищаю и оправдываю, потому что нет другого такого человека, который покорил всю планету в 17 лет. А характер у нас у каждого свой. Представьте, вам 17 лет, вас приглашают к президентам стран, когда великих никого не приглашают. Разве можно спокойно пережить такое в 17 лет. Сейчас сегодняшний чемпион республики считает себя великим спортсменом. Выкарабкаться из популярности, какая была у Ольги, было очень сложно. Да и с Кнышом они не дружили никогда. Хотя я очень часто с ним спорила, упиралась, ругалась. Сколько раз обоих уговаривала: «Ну, прекратите войну. Ренальд Иванович, вы же умнее, старше». Никто из них не захотел этого сделать.
Елена Владимировна по-прежнему остается красивой женщиной, интересным собеседником, знатоком поэзии. Очень хочет, чтобы современная молодежь больше занималась спортом, умела преодолевать трудности и строить планы, достигать цели и создавать крепкие семьи.
Сейчас ее радуют одна внучка, один внук и особая гордость - одна правнучка и один правнук. Ее ближайшие дни будут заполнены новостями из далекого Токио. Как она говорит: «Конечно, буду болеть за всех олимпийцев Беларуси».