Владимир Александрович Веремейчик (06.03.1951), мастер спорта СССР по шахматам, родился в Гродно 70 лет назад. Окончил среднюю школу № 1 (нынешняя Гродненская городская гимназия – авт.), которая с декабря 1939 года была первой русской школой в Западной Белоруссии. С 1965 года в ней открыли классы с углубленным изучением математики и физики, что в будущем повлияло на жизненный выбор маленького Вовы. Школу он окончил с серебряной медалью… только из-за плохого почерка.
В шахматы мальчик начал играть в пятом классе, что по современным меркам поздновато. Через два месяца его завели в павильон городского парка (парк Жилибера – авт.), который находился напротив современной сцены, она тогда называлась «Зеленым театром», и где играли в шашки, шахматы и бильярд.
- Я проторчал там целое лето, каждый день, кроме понедельника, который был выходным днем, с четырех часов до одиннадцати вечера. И к концу лета обыграл всех пенсионеров. Про меня даже написал в своей книге гродненский историк Виктор Саяпин, в «Спутнике» (жилой дом с магазином напротив железнодорожного вокзала – авт.) в соседнем подъезде жил знаменитый шахматист Вовка Веремейчик. Кроме шахмат, я ходил на борьбу и читал книжки. Единственное, что за девчонками не успевал бегать – рассказал Владимир Александрович.
Борьбой он занимался у Леонтия Фурсы, а после тренировок играл в шахматы.
- Всю жизнь был благодарен Фурсе за хорошую физподготовку. Тогда в шахматы мы играли по семь часов. Семь часов длилась партия, а турниры нормальные и по двадцать пять дней. Было так, 3 тура, 2 доигрывания, выходной, 3 тура, доигрывание, выходной, 2 тура, доигрывание, выходной. Сыграют 60 ходов и отложат партию или 40 ходов и отложат партию. Тогда физподготовка нужна было ого-го. Я когда учился в институте, со мной был один боксер, который говорил: «Что такое шахматы!». Я ему предложил: «Я тебе задачки дам порешать пару минут». Минут пятнадцать он порешал и сказал: «А ну тебя в баню. Это тяжелее, чем на тренировках».
- Я – инженер-электрик, - продолжает Владимир Веремейчик. – В тот год, когда поступал, в Москве в институте физкультуры открыли отделение шахмат. Я просто побоялся, что не поступлю даже с серебряной медалью, да и родители не пережили бы. А у нас в Минске по блату всех шахматистов устраивали в политехнический институт на механико-технологический факультет. Я сказал, что окончил школу с серебряной медалью, и мне это не годится. Пошел на электроэнергетический факультет, где было больше физики. А там, на кафедре высоких напряжений, плевались, как это мы не знали, что ты в шахматы играешь.
По специальности Владимир Александрович работал в институте «Гродногражданпроект» недолго, всего шесть лет. И ушел в детско-юношескую спортивную школу, чтобы учить детей искусству «королевской» игры.
- В свое время я был единственным мастером спорта по шахматам. Всю жизнь мечтал быть тренером, но получить специальное физкультурное образование не удалось. Раньше оно было не обязательным, а после 1993 года уже надо было ехать учиться в Минск. Тем не менее, до сих пор с удовольствием обучаю детей игре в шахматы в секциях по месту жительства.
Главной победой в молодости для Владимира Веремейчика стало завоевание звания чемпиона Белоруссии в 1975 году. Свои основные успехи в шахматной карьере последних лет Владимир Александрович связывает с выступлением в составе сборной команды страны в 2013 году на чемпионате Европы, где белорусы заняли второе место среди сеньоров. Первыми тогда стали шахматисты Израиля. К сожалению, больше участвовать в соревнованиях такого ранга не довелось, потому что у Белорусской федерации шахмат не хватило средств на зарубежные старты.
- В 2015 году в Минске проходил чемпионат Европы по быстрым шахматам, где я отличился среди пенсионеров, - вспоминает Владимир Веремейчик. – Там играло в одном блице 650 человек, сумасшедшее число людей. Я в общем зачете попал в сотню гроссмейстеров, а среди пенсионеров в блице занял второе место после знаменитого московского гроссмейстера Балашова. В рапиде я стал четвертым после трех гроссмейстеров.
На вопрос: «Вы не устали от шахмат за всю жизнь?» Владимир Александрович сказал, что с него жена смеется. До недавних пор он много времени проводил на занятиях с детьми.
- Сейчас стараюсь на массовые мероприятия не ходить все-таки в группе риска. Коронавирус никто не отменял, многие переболели, а я пока упираюсь, - признается почтенный шахматист.
Игра в шахматы влияет ли на жизненные обстоятельства? Можете ли вы просчитать, прочувствовать ситуацию?
- Да. Когда моей дочке было три годика, мы праздновали 1-ое мая на даче. Все отдыхали за столом, а жена с дочкой мыли посуду в бочке с водой. Напротив меня сидят люди. Смотрю, а у них глаза из орбит вылазят. Поворачивая голову и вижу, только ножки мелькнули. От стола было метра три, я успел подбежать, вытянуть ее из бочки, потряс. И тогда понял, что если бы была секунда растерянности, то дочки не было бы. Жена до сих пор поражается, если надо принимать решения, я это делаю быстро. Наверно, потому что любил играть в блиц, когда дается пять минут на партию. Многие не любят играть в блиц, должны подумать. А я всю жизнь играю в блиц.
Владимир Александрович также быстро принимает решения об участии в мероприятиях Общественного объединения «Ветераны физической культуры и спорта». Он участвует во всех областных и республиканских спартакиадах, откуда всегда возвращается с наградами, сохраняя титул одного из сильнейших шахматистов. Ему нравится путешествовать по родному краю, общаться с коллегами и оставаться душой компании.
Год назад на площади Ленина в Гродно к Владимиру Веремейчику с женой подскочила цыганка. Отметив грусть в глазах супруги, она предсказала мужчине 92 года жизни. Запросила денежку в бумаге, а не копейки, но довольствовалась шоколадкой.
Пусть дольше живут ветераны. Именно они являются моральным стержнем общества, сохраняющего лучшие традиции для идущих на смену поколений.