Нателла Арчиловна Лядова (07.07.1950) родилась и выросла в Тбилиси (Грузия). Там до сих пор живут ее родные, но съездить на родину она не решается из-за социально-политических перемен, а сейчас еще из-за пандемии коронавируса. Но ей очень хочется увидеть город своего детства и студенческой юности.
- Тянет меня в Тбилиси, - говорит Нателла. - Но развал Союза, агрессия со стороны Грузии… Народ там чудесный, но политиканы все портят. Там такая красота! Последний раз я была на родине в 1990 году. Во время учебы в Грузинском государственном институте физической культуры, я увлеклась физиологией. Очень мне нравился этот предмет. И после госэкзаменов меня оставляли в аспирантуре, потому что был красный диплом. И приглашали в Институт физиологии, но папа сказал: «Ты не грузинка, тебе лучше уехать в Россию».
Нателла из очень известной в Грузии теннисной семьи Элердашвили. Ее папа Арчил Николаевич Элердашвили, ветеран Великой Отечественной войны, был награжден Орденом Отечественной войны II степени, преподавал в Грузинском государственном институте физической культуры. Он ушел из жизни в 1987 году. Осталась целая армия благодарных учеников, которая до сих пор рассказывает в интернете о своем Учителе и посвящает ему стихи.
Нателла рассказывает, что родилась на кортах. Их дом стоял на кортах, вышел и перед тобой четыре площадки. С гордостью вспоминает, что ее дядя - Заслуженный тренер Грузии, все сестры и братья - мастера спорта по теннису – Лали, Нико, Гела.
- Но я для них старшая любимая сестра. В молодости я увлекалась йогой и велоспортом. С мамой прошла на байдарке Заполярье. Завоевала звание чемпионки России по парусному спорту. Но теннис – главный вид спорта в моей и маминой жизни.
Мама Нателлы - Татьяна Вадимовна Черемовская, которой сейчас 91 год, уникальная женщина. В 12 лет из-за туберкулеза кости ей врачи пророчили инвалидное кресло, ведь она не могла даже выпрямиться. Год лежала в корсете, нельзя было находиться под солнцем и мокнуть под дождем. Но Таня решила не сдаваться, и в 35 лет стала мастером спорта по теннису. Всю жизнь она каталась на велосипеде и обожала сплавы на байдарках. В 87 лет вместе с внучкой совершила конное путешествие по Доминиканской Республике (остров Гаити). Она до сих пор здравствует в Москве.
- Только спорт помог ей встать на ноги, выжить и прославиться долголетием. Мне есть на кого равняться, - говорит Нателла Арчиловна.
Из Тбилиси Нателла вместе с мамой уехали в Ижевск к ее родителям. В этом городе Татьяна Вадимовна от бесплатных занятий с дворовыми мальчишками подняла теннис до создания специализированной детско-юношеской спортивной школы. О вкладе Татьяны Черемовской в развитие тенниса в Удмуртии написан очерк, который можно легко найти в Сети. На одном из первенств России в 1958 году Татьяну пригласили работать в Калининград, куда как раз перевели Московский технический институт рыбной промышленности и хозяйства, и на его основе создали Калининградский государственный технический университет и кафедру физического воспитания и спорта. Татьяна Вадимовна вместе с Аркадием Усковым стала первым преподавателем этой кафедры и долгие годы работа в университете.
Окончив институт с красным дипломом в 1968 году, Нателла поехала к отцу, который предложил ей должность преподавателя в Грузинском государственном институте физической культуры. Но она отказалась и вернулась в Калининград. Здесь ее ждала Таня Обвинцова. Их дружбе с чистой душой можно только позавидовать. Вместе они с восьми лет, вместе начинали играть в теннис, вместе стали тренерами, вместе работали в Калининграде и вместе переехали на пару лет в Гродно. Но оказалось навсегда. В городе над Неманом подруги живут уже 30 лет. Подняли гродненский теннис до участия своих учеников в первенствах Европы, не говоря, что на республиканских соревнованиях их команды не опускались ниже третьего места. А однажды даже выиграли у столичных соперников. Минчане так разозлились, что не пошли на церемонию награждения.
Вспоминает Лидия Шутикова, бывший заместитель начальника Управления спорта и туризма Гродненского облисполкома.
- Эти две дамы – свет в окошке. Ни разу ни Татьяна, ни Нателла не отказали в просьбах. А сколько их было. Сколько Нателла сделала добра для людей талантливых и не талантливых. Она брала в группы всех. Как только эти подруги приехали в Гродно, мы сразу стали выигрывать на спартакиадах школьников и мастеров готовить.
Первой в Гродно оказалась Татьяна Обвинцова, которую заманили, по ее словам, «сумасшедшим проектом». В 1989 году в парке Жилибера планировали построить грунтовые корты для мини-тенниса и крытые корты, ресторан, кафе, гостиницу. Плюс открыть Академию тенниса. Такой же проект намеревались реализовать в Друскининкае (Литва).
- Поэтому в 1991 году я приехала в Гродно, и потом позвала Нателлу, - продолжает Татьяна. - Но ничего не вышло. Сейчас получается, когда мы ушли на пенсию, строят теннисный зал и корты. (Подруги задорно смеются – авт).
- А я приехала в Гродно в разведку, – вступает в разговор Нателла. – Помню выхожу из вильнюсской электрички, которая отправлялась из Минска. От железнодорожного вокзала пошла по улице Ожешко. Тогда даже не знала , как она называется. Увидела храм (Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы – авт.), и первое, что мелькнуло в голове – это мой город! Почувствовала нутром, что я должна тут жить. А вечером Татьяна показала мне две новенькие площадки на улице Подольной – зелененькие, чистенькие. Я сказала – это мое всё.
Татьяна Обвинцова. - Мы приехали, когда открылся физкультурно-оздоровительный комплекс по улице Горького. И были первые в Советском Союзе восемь кортов с австралийском покрытием. И ни одного тренера. Начинать было очень сложно. Сейчас мы говорим молодежи: «Без мячей, без ракеток, без залов, без разметок, каким путем с первого по десятый класс удержать детей. Попробуйте. Если все вместе взять, было тяжело.
В какой кабинет ни войди, ты никого не знаешь. Но сразу чувствуешь, как будто ты уже десять лет здесь минимум жил. Это классно и очень помогло. Никогда не получали никакого отказа. Спасибо вам. Так нас окружили человеческим отношением и добром. Сейчас есть зал специализированный – большое подспорье. А то, что все тренеры наши воспитанники, поэтому школа и создалась. Нателла в гродненский теннис внесла ощутимый вклад.
Нателла Лядова. - Мы с Таней работали так. Например, я в понедельник, среду и пятницу, она во вторник, четверг и субботу. Оказывали платные услуги, приходили дети 5-6 лет, несколько человек остались от предыдущего тренера. Почему не уехали? Потому что существует престиж профессии, престиж известной калининградской школы тенниса. Все вопросы решались, начиная с Александра Петровича Лобура, который меня принимал на работу (бывший директор Гродненского областного центра физического воспитания и спорта учащейся молодежи – авт.). На 10-летии школы он пел нам оды – эти дамы из Калининграда. Мы здесь 30 лет, и все только самое хорошее.
Татьяна Обвинцова. - Меня в Минске убеждали, что я ничего не подниму в Гродно. Никто ничего не будет выигрывать. Меня завели, я сказала: «Посмотрим». Когда Коля Савкин на спартакиаде школьников в личном первенстве занял первое место, и потом мы начали выигрывать чемпионат, меня спрашивали: «Как ты за полгода Гродно подтянула. Я сама не понимаю, как я это сделала. Мы тренировались в средней школе № 1, тогда гимназий не было. Например, в субботу до 12 ночи, а утром в воскресенье вновь приходили в зал. Потом призер первенства Европы Силина, которая переехала в столицу, спрашивала: «Как вы меня в гродненских условиях научили так играть. Я сейчас не могу этого сделать в Минске, где есть дворцы. Многие наши воспитанники стали мастерами спорта, окончили спортивные вузы и работают тренерами - Александр Гринко и Владимир Крук.
Нателла Арчиловна гордится, что родилась 07 июля в день Яна Крестителя, что 14 июля она отметит серебряную свадьбу со своей любовью, которую встретила в Гродно. Евгений Семенович, известнейший белорусский волейболист, воспитал Александра Сапегу, чемпиона мира, чье имя присвоено одной из детско-юношеских спортивных школ Гродно. Когда он впервые увидел Нателлу, тихо произнес: «Это моя женщина!». В их знакомстве много юмора, нежности, внимания, заботы и счастья, от которого светятся глаза лишь от воспоминания имени любимого человека. Уважения заслуживает то, что оба не разглашают подробности своей семейной жизни, поэтому 25 лет и наслаждаются подарком судьбы – друг другом.
Пока в актовом зале Управления спорта и туризма шла беседа с неунывающими подругами, у Нателлы Арчиловны постоянно звонил телефон. Алексей Диденко, пришедший в теннис с первого класса, нашел время, чтобы лично поздравить своего тренера. Ему сейчас 31 год, он сам отец семейства, тренер-преподаватель по теннису. Нателла Арчиловна разволновалась от такого внимания, благодарности и памяти. И поспешила спуститься к своему ученику.
Скромность – одна из главных черт характера виновницы торжества, которая сразу бросается в глаза. Она до сих пор помнит грузинский язык и прекрасно готовит национальные блюда своей настоящей родины, например, лоби. Очень переживает, что из-за короновируса не может поехать в Москву к маме, дочке и внучке.
- Жизнь моя здесь устроилась, - говорит Нателла Арчиловна. – Жаль, сколько ненужных сил было потрачено, когда не было базы. Мы вместе с Таней пришли и вместе с ней ушли на пенсию. Мы думали, что на пенсии будем скучать, но пока, по крайней мере, чувства такого нету.
Нателла Лядова и Татьяна Обвинцова полны идей и оптимизма. Дай Бог им здоровья и сил, коими белорусская земля щедро делится с талантливыми людьми, живущими во благо ее народа.
Использованы материалы: