В последнее время заметно участились случаи кражи денег с банковских карточек. Особой популярностью у преступников пользуется такой способ, как ВИШИНГ – вид телефонного мошенничества, позволяющий с помощью тонкого психологического разговора получить конфиденциальную информацию. Например, номер карты или логин и пароль от входа в систему дистанционного банковского обслуживания. Как только эти данные попадают к мошенникам, они беспрепятственно могут распоряжаться счетом.
Обычно преступники представляются сотрудниками банка или службы безопасности, а также работниками органов служб по борьбе с мошенничеством. И многие верят. Работают все примерно по такой схеме: сначала говорят, что в данный момент с карточки человека пытаются несанкционированно перевести средства. Затем в целях проведения операции по предотвращению мошеннических действий просят сообщить данные о том, в каком банке он обслуживается и примерный остаток по счету, утверждая, что вся эта информация будет направлена в нужный банк. Через некоторое время клиенту поступает звонок с подменного номера якобы от имени банка, в котором открыт карточный счет. Злоумышленники уточняют фамилию, имя, отчество, идентификационный номер, номер паспорта и полный номер карточки. Далее доверительно сообщают, что есть короткий интервал времени для приостановления операции и просят передать им все коды, которые будут поступать на телефонный номер клиента. После этого доступ к счету открыт, а вместе с этим и все манипуляции им.
НАДО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ, ЧТО СОТРУДНИКИ БАНКА НИКОГДА НЕ СПРАШИВАЮТ НОМЕР КАРТОЧКИ, ПИН-КОД, CVV-КОД, КОДЫ, ПРИШЕДШИЕ ОТ ИМЕНИ БАНКА В СМС
Мошенник готов прикинуться кем угодно, лишь бы выведать данные: не только работником банка, но и родственником, другом, попавшим в беду. Ни в коем случае не стоит воспринимать всерьез такие инсинуации незнакомых людей. Даже, если кому-то и правда требуется помощь, лучше самому перезвонить этому человеку или его родственникам и все уточнить.
СУЩЕСТВУЕТ ДВА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКА ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЖЕРТВАХ МОШЕННИЧЕСТВА
ПЕРВЫЙ. Через различные сайты объявлений, где люди сами указывают свой номер телефона. То же самое можно встретить в социальных сетях. Иногда даже бывают случаи, когда пользователи в своем профиле размещают фотографии страниц паспорта, данные родственников и другую конфиденциальную информацию, которая затем используется мошенниками для установления доверительных отношений с клиентом.
ВТОРОЙ. База данных покупателей, полученная мошенниками путем взлома сайтов интернет-магазинов. Зная о человеке личные детали, мошенникам легче выведать нужные данные, необходимые для кражи. Поэтому старайтесь размещать в интернете минимальную информацию о себе и близких, особенно это касается фото документов, чеков, номеров телефонов. Выманивают реквизиты карт и для «предоплаты» через интернет-площадки бесплатных объявлений.
Нередки случаи взлома страниц пользователей в социальных сетях и отправки с них ложных писем друзьям, родственникам с просьбой предоставить реквизиты платежных карточек, логины и пароли, паспортные данные и другую конфиденциальную информацию. Как правило, для решения якобы сложившихся трудностей и проблем пользователя. В таком случае лучше созвониться с человеком, чтобы все уточнить и сообщить ему о взломе аккаунта. Также если вы подозреваете, что с профиля друга пишет незнакомый человек, можно задать личные вопросы, ответы на которые знает небольшой круг людей.
КАК МОЖНО ЗАЩИТИТЬ ДАННЫЕ СВОЕЙ БАНКОВСКОЙ КАРТЫ
ПЕРВОЕ. Никому не сообщать персональные данные, такие, например, как личный номер паспорта. Если говорить непосредственно о платежных карточках, то в секрете необходимо хранить ПИН-код и все реквизиты – пароли от интернет-банкинга, данные из СМС-сообщений, CVV-код, который находится на задней стороне карточки. Для того чтобы обезопасить себя от нападок мошенников, можно подключить СМС-оповещение по карте, а также услугу 3D-Secure. СМС-оповещения помогут контролировать все списания с карточки, а сервис 3D-Secure защитит от несанкционированных операций, если товары и услуги оплачиваются через интернет. Но важно помнить – никогда не стоит переходить по ссылкам из писем и СМС от незнакомцев. Их активация может подключить хакерскую программу, используемую для получения персональных данных.
ЧТО ДЕЛАТЬ С ВИШИНГОМ
Вишинг – это очень популярный вид преступной деятельности. В этом случае мошенникам не обязательно проникать в систему защиты устройств и заниматься ее взломом. Клиент, попавший во власть мошенника-психолога, самостоятельно сообщает ему способы «прохода» через любое количество степеней защиты. Главный способ борьбы с вишингом – информирование населения и повышение его финансовой грамотности.
Банк, понимая всю ответственность перед клиентами, обеспечивает своевременное, регулярное и оперативное их информирование посредством различных каналов связи:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОЗВОНИЛИ. Ни в коем случае не сообщать никаких данных и постараться поскорее завершить разговор.
ЕСЛИ ПОЯВИЛИСЬ ПОДОЗРЕНИЯ, ЧТО С КАРТОЧКОЙ СОВЕРШЕНА МОШЕННИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ, НЕМЕДЛЕННО ЕЕ ЗАБЛОКИРОВАТЬ. Сделать это можно несколькими способами.
ПЕРВЫЙ. Обратиться в круглосуточную Службу сервиса клиентов или по указанным на оборотной стороне карточки телефонам.
ВТОРОЙ. При помощи системы «Интернет-банкинг», зайдя в раздел «Ваши карточки» – «Управление карточками», где необходимо выбрать нужную карточку и нажать кнопку «Блокировать карточку», далее – следовать инструкциям на экране.
После блокировки карты необходимо обратиться в банк для детального разбирательства по ситуации.
Использованы материалы