Августовский канал, сохранившийся, как инженерное сооружение прошлого века, берет свое начало в польском городе Августове. По территории соседнего государства он растянулся на 80 км. Беларуси досталось всего 24 км водного пути. Первоначально протяженность канала составляла 101 км. После реконструкции в 2006 году за счет искусственных островов он несколько удлинился. На сегодня канал полностью проходим, но имеется один минус. В пункте пропуска Лесная (со стороны Беларуси) – Рудавка (со стороны Польши) существует только водное пересечение государственной границы. Пункт сезонный, работает с 01 мая по 01 октября.
О создании этого пункта пропуска страны договаривались между собой лет десять. За это время до мельчайших подробностей были уточнены детали пограничной инфраструктуры, достигнуты договоренности по всем спорным вопросам. В настоящее время в белорусско-польские высшие органы власти внесены предложения о придании пункту статуса пешеходного с использованием велосипедов, в перспективе – автомобильного, но с условием пребывания граждан обоих государств только с туристической целью.
Польско-Белорусский форум работал в течение трех дней с точкой отсчета в Августове, где прошло заседание международной комиссии по туризму.
Согласно программе участники побывали в пункте Рудавка-Лесная, где через границу проследовали на байдарках и велосипедах. Побывали на шлюзе «Домбровка» и тем же путем вернулись в Польшу.
В работе форума с белорусской стороны приняли участие
Своими впечатлениями, задачами, которые определены на перспективу развития Августовского канала, поделился Олег Андрейчик.
- Такие форумы проводятся по договоренности и на перспективу сотрудничества. «Сердцем» форума является заседание белорусско-польской комиссии по развитию туризма на территории двух государств. В этот раз акцент был сделан на развитие Августовского канала. По итогам комиссии был утвержден меморандум дальнейших действий.
Отныне Августовский канал белорусской и польской сторонами будет продвигаться единым брендом, единым выставочным стендом на всех международных выставках, и представляться, как единый продукт.
При поддержке председателя Гродненского облисполкома Владимира Кравцова только за последний год осуществлен большой комплекс мер по оборудованию пункта пропуска Лесная – Рудавка, который полностью приведен в «боевое состояние». Сам пункт находится на обслуживании Гродненского райисполкома и Сопоцкинского сельского совета. Он соответствует европейским стандартам. Сделаны дополнительные пирсы для байдарок и яхт. Приведена в порядок территория, чтобы одновременно принимать десятки туристов и организованные группы. Оборудованы специальные навесы и столы, подведены коммуникации. Соблюдены требования пограничного режима (маркировка, проходы, ограждения). До шлюза «Домбровка» построена двухкилометровая дорожка с добротным грунтовым покрытием.
До сих пор пункт Лесная – Рудавка работал по заявительному принципу, то есть по мере поступления заявок. Сейчас отрабатывается механизм сезонного, но постоянного пребывания сотрудников. Для освоения маршрута нужно пройти 5 шлюзов, для чего необходимо оформить предварительные заявки. Потому что постоянного работника на шлюзах нет, как и современных автоматов. Все делается вручную, как и 100 лет назад.
В Польше немного проще. Там на берегу находится домик смотрителя, который видит, когда подходят байдарки, и открывает шлюзы. У нас же имеются вопросы по быстрому прибытию лодочника и урегулированию ценового фактора. Эти проблемы оговаривались на белорусско-польской комиссии.
Когда нормативные акты утвердит Президент Республики Беларусь, они будут направлены польской стороне. После процесса ратификации начнет действовать законодательной акт. Надеемся, в августе при оперативной работе сможем запустить первые пешие и велосипедные группы. И произойдет это к традиционному фестивалю трех народов. Оказывается, около Белостока имеется место, откуда вышла команда-чемпион мира по болотному футболу. Хотим пригласить ее на гродненский чемпионат.
Когда окончательно решится вопрос с Лесной-Рудавкой, появится возможность осуществления безвизового въезда, как в Беловежской пуще. Если иностранец забронирует и подтвердит оплату отеля в Гродно, а город входит в парк «Августовский канал» или на базах, которые располагаются в пределах парка по берегам Немана, либо на самом канале, например, в Соничах или Немново – это явится основанием для быстрого оформления документов.
Такой революционный шаг будет способствовать привлечению туристов, как польских, так и белорусских инвесторов, заинтересованных в развитии туристического бизнеса. Турист без визы может задержаться на нашей стороне в пределах парка (70 км) в Гродненском районе, Гродно, на Немане, Августовском канале не более 3 суток при условии бронирования мест проживания. Возвращаться домой надо будет только через Лесную-Рудавку.
Во второй день форума около 80 участников провели генеральную репетицию оперативного пересечения государственной границы в режиме байдарки-велосипеды. На лодках в Беларусь проследовало почти 50 байдарочников.
На центральном шлюзе «Домбровка» польских гостей, из которых человек 30 впервые посещали Августовский канал, ожидал региональный фестиваль творческих коллективов, сельские подворья, продажа сувениров и товаров ручного изготовления. В полном объеме была представлена самобытность Гродненского района. Состоялась переговорная биржа между туристическими фирмами Беларуси и Польши. Их представителям не пришлось далеко ехать, чтобы найти друг друга. Организаторы собрали всех вместе на одной площадке.
В домике смотрителя был открыт музей Августовского канала, где собраны оригиналы фотографий, фрагменты кирпича старых конструкций, бытовая утварь прошлых десятилетий.
Если вернуться к истории канала, то строила его Российская империя. Но он никогда не достраивался. То вмешается Первая мировая война, и часть шлюзов исчезнет. То «прокатится» Вторая мировая, после которой канал долгое время находился в забвении. На белорусской стороне в 2006 году были приведены в порядок все шлюзы. А на польской территории часть их отсутствовала, и канал не работал.
Сейчас наступило самое благоприятное время для туристов, когда все действует. Необходимо проработать логистический вопрос. Если туристы пересекут канал в одну сторону и доплывут до Немана, возникнет проблема, как доставить лодки обратно. На данный момент это круг в 100 км, как через Брузги, так и Привалку. Важны экономия и отсутствие каких-либо очередей. Рядом с каналом проходят крупные велосипедные маршруты. Например, «Greenvelo» от Карпат до Балтики. Если с польской стороны до Рудавки будет проложена велодорожка, у белорусов появится возможность трансформироваться в международный веломаршрут.
Белорусская сторона предложила в 2017 году еще раз провести форум в Гродно или Гродненской области, допустимо на других площадках. Это самая выгодная форма сотрудничества, где задействованы госорганы и туристические формы двух государств. В такой форум выгодно вкладывать финансы. Встречать людей по международным стандартам – это имидж страны, возможность реально показать вживую, что имеется, найти себе партнеров и подружиться.